11 отдельный автомобильный полк, 8 отдельная автомобильная бригада МЧС России

Во исполнение директивы Председателя Государственного комитета при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 июня 1992 г. 830 отдельный автомобильный батальон без снижения боевой готовности был переформирован в 11 отдельный автомобильный полк.

Основными задачами полка являлись:

подготовка водителей категории «В» и «С» и специалистов по ремонту и обслуживанию техники для Войск Гражданской обороны Российской Федерации;

перевозка и доставка гуманитарных грузов автомобильной техникой по линии УВКБ ООН в странах ближнего и дальнего зарубежья;

эвакуация населения из районов военных конфликтов, производственных аварий, стихийных бедствий;

получение и доставка гуманитарного груза к самолетам и железнодорожному транспорту с целью дальнейшей отправки в разные регионы России и зарубежья.

В 1992 г. часть была перевооружена на новые автомобили КамАЗ.

В целях обеспечения охраны объектов части создана внештатная кинологическая служба, которая в дальнейшем в связи со спецификой работы спасателей переросла в Кинологический центр.

За первый год своего существования полк подготовил 500 специалистов – водителей. Личный состав полка выполнял задачи по получению и доставке к местам отправки грузов гуманитарной помощи, предназначенных для населения Афганистана, Таджикистана, Киргизии, Армении, Ирана и других стран, пострадавшего в результате вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.

Участвовал 11 отдельный автомобильный полк в международной акции «Воины мира за мир» – получении и отправке грузов гуманитарной помощи в районы межнационального осетино-ингушского конфликта. В этот период автомобильными колоннами полка перевезено свыше 9 тысяч тонн грузов гуманитарной помощи.

С января 1993 г. на базе полка формируются автомобильные отряды, входящие в состав миротворческих сил ООН на территории бывшей Республики Югославия, с целью доставки грузов гуманитарной помощи мирному населению в районы, блокированные военным конфликтом, а также вывоза населения из данных районов.

Первый отряд был отправлен 5 февраля 1993 г. Командование отрядом было возложено на командира полка – полковника В.И. Башкирцева. Автомобильные отряды полка в сложных условиях конфликта выполнили все возложенные на них задачи, снискав при этом уважение местного населения, представителей гуманитарных отрядов других стран.

Через огонь югославского конфликта прошло более двухсот военнослужащих полка. Руководство автомобильными отрядами осуществляли офицеры полка: Виктор Васильевич Кулагин, Александр Васильевич Баранов, Виктор Владимирович Дон, Сергей Константинович Рейтер, Сергей Сергеевич Мигулин.

Возникший в августе–сентябре 1992 г. межнациональный вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией в короткое время превратил десятки тысяч жителей Абхазии и отдыхающих в ее здравницах людей, прибывших из других стран, в заложников конфликта. Наиболее сложная обстановка возникла в городе Ткварчели, немалую часть которого составляло русскоязычное население.

С июня 1993 г. город оказался в гуще напряженных боевых действий. Война вошла в жизнь людей кровью и разрушениями. Население осажденного города испытывало большие трудности и нуждалось в помощи. Люди получали по нескольку десятков граммов муки в сутки. Для раненых, больных вообще не было медикаментов.

В этой ситуации российские власти стали инициаторами и организаторами гуманитарной акции по оказанию помощи осажденным. В операции, проводившейся под эгидой ГКЧС, приняли участие моряки-черноморцы и пограничники, проводку гуманитарного конвоя через линию фронта обеспечивали российские десантники.

Но самая ответственная миссия выпала на долю тридцати одного водителя автомобильного полка, доставивших в зону военных действий грузы и вывозивших обратным рейсом стариков, женщин, детей. Всё повидали водители: и как был взорван мост между Ткварчели и Очмара, и как вслед их колонне гремели очереди. Заслужили слов и слез благодарности от более двух тысяч тех, кого спасали. Это был подвиг. Коллективный подвиг (об этом писала пресса, где наши водители вошли в десятку рубрики – «Поступок года-1993» газеты «Красная звезда»).

За мужество, высокий профессионализм при проведении операции по оказанию международной помощи пострадавшему населению командир 11 отдельного автомобильного полка Гражданской обороны Владимир Иванович Башкирцев был награжден орденом «За личное мужество».

Одной из особенных гуманитарных акций полка была доставка топлива общине духоборов в Грузии в феврале – марте 1994 г. Оперативное управление МЧС России разработало план выполнения операции. Руководителем был назначен полковник Дьяков Юрий Александрович, начальником колонны – заместитель командира 11 отдельного автомобильного полка ГО подполковник Струтинский Игорь Анатольевич.

Для формирования колонны из 50 автомобилей топливозаправщики собрали со всего Центрального регионального центра. В кратчайшие сроки провели укомплектование колонны и боевое слаживание. Каждый укомплектованный автомобиль оснастили еще и цепями противоскольжения, т. к. в горах Осетии и Грузии в это время еще была зима.

Учитывая важность операции, ее политическое значение, к выполнению задачи по сопровождению колонны также были привлечены все штабы гражданской обороны Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, Краснодарского края, Управление безопасности МЧС России. Кроме того, в операции участвовали Министерство обороны, миротворческие силы России, дислоцированные в Грузии, ГАИ, таможенная служба, российские пограничники, военная полиция Грузии, посольство России в Грузии.

Завершением успешно проведенной операции был самый длинный конвой в истории 11 отдельного автомобильного полка – 2500 км в одну сторону. Первым заместителем Министра МЧС России Юрием Леонидовичем Воробьевым была отмечена четкая и согласованная работа руководителей колонны и поставлена новая задача на подготовку отряда к командировке в Танзанию для обеспечения жизнедеятельности лагеря руандийских беженцев.

В марте 1994 г. на базе автомобильного полка были сформированы три автомобильных отряда и направлены на территорию Танзании. Проведена одна из наиболее широкомасштабных операций по помощи голодающим руандийским беженцам. Кроме того, нашими инструкторами подготовлены из числа местного населения 30 человек водителей и 10 техников для работы на автомобилях марки «КамАЗ». При выполнении данной задачи особо отмечена работа офицеров полка: Дамира Томасовича Гатаулина, Сергея Константиновича Рейтера, Владимира Владимировича Дирвука, Андрея Леонидовича Аряева.

С декабря 1994 г. автомобильные группы и отряды полка выполняли гуманитарные задачи на территории Чеченской Республики. Более тридцати военнослужащих части за проведение гуманитарных операций в зоне вооруженного конфликта были награждены орденами и медалями. Среди них Евгений Игоревич Секирин, Дамир Томасович Гатаулин, Борис Маркович Рыбик, Валерий Викторович Виноградов, Иван Михайлович Шилан, Афанасий Петрович Довгаль.

Не меньшей напряженностью характеризуется деятельность 11-го отдельного автомобильного полка в 1995–1996 гг., что подтверждает далеко не полный перечень задач, выполненных силами полка в этот период. Это, прежде всего, продолжение работы в Югославии и на территории Чеченской Республики.

В июне 1995-го была проведена вторая операция по доставке горючего (200 тонн дизельного топлива) в Грузию для русской общины духоборов.

15 августа 1995 г. из подмосковного городка Ногинска стартовал очередной международный «пробег» (колонна из 50 КамАЗов, возглавляемая подполковником Виктором Доном) – доставка гуманитарной помощи в Югославию для беженцев Сербской Краины. Российским водителям предстояло преодолеть несколько тысяч километров, пересечь три границы. Всего этим рейсом было перевезено около 150 тонн продовольствия.

16 апреля 1996 г. колонна из семи машин со знакомыми во многих странах эмблемами МЧС России вышла из Ногинска и взяла курс на юг для проведения очередной акции по оказанию помощи общине духоборов в Грузии – доставка трех гидроэлектростанций мощностью по 50 киловатт каждая. Это была третья по счету гуманитарная операция в Джавахети, спланированная Департаментом международного сотрудничества Министерства.

Она условно состояла из двух этапов: доставки электростанций из Санкт-Петербурга в Москву, а затем – к месту назначения в Гореловку. Как и в предыдущих рейсах, наиболее ответственным и опасным этапом пути являлись Кавказский хребет, Крестовый перевал. Из-за погодных условий дорога покрылась зеркальным ледяным панцирем. И только настоящие асы-водители, а таковыми и были наши водители, имеющие богатый опыт вождения и исколесившие по дорогам Югославии, Танзании, Чечни, могли справиться с такой трассой.

Командир отряда майор Александр Васильевич Квашнёв отобрал в рейс только контрактников. Он отлично изучил каждого и на любого из них мог положиться в трудную минуту. А еще знал, на что способны настоящие профессионалы: за день пути колонна преодолевала по 600–700 км. Доехав до Ростова-на-Дону, миновали таможенный и пограничный посты, затем Крестовый перевал – это уже территория, хотя дружественного, но зарубежного государства – Грузии.

Вот появилась конечная точка нелегкого пути – село Гореловка. Несмотря на поздний час и промозглую погоду, встречать желанных гостей вышло все село. Чувство гордости и огромной благодарности переполняло духоборцев: Россия помнит их и всегда готова прийти на помощь в трудную минуту. Выполнив свою миссию, военнослужащие спешили туда, где помощь нужно оказать уже другим.

       Помимо правительственных задач, часть решала и повседневные задачи, из которых основной являлась подготовка водителей категории «В» и «С». Так, с 1992 г. осуществлено 7 выпусков курсантов, подготовлено 1000 водителей для войск Гражданской обороны.

В связи со значительно возросшим объемом заданий как по уровню, так и по их сложности 11 отдельный автомобильный полк был переформирован 27 февраля 1997 г. в 8 отдельную автомобильную бригаду МЧС России (на основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 декабря 1996 г.).

 На основе опыта гуманитарной операции еще 1994 г. в Танзании наше Министерство задумало создать автомобильную школу в одном из центральноафриканских государств. Имеющаяся там плохая автодорожная сеть и отсутствие железнодорожных магистралей существенно затрудняли жизнедеятельность стран Центральной Африки. А российские КамАЗы, словно специально созданные для неважных автомобильных дорог, зарекомендовали себя наилучшим образом – и по грузоподъемности, и по проходимости и по техническим характеристикам.\t

В 1997 г. 8 отдельная автомобильная бригада активно участвовала в реализации совместного проекта по созданию в Руанде автошколы. Имея два КамАЗа и один ремонтный автомобиль МТО-АТ, должна была подготовить к маю будущего года 240 водителей и 120 механиков. Это тот минимум, который требовался на начальном этапе с дальнейшей перспективой наращивания базы школы.

В сентябре 1997 г. на базе автомобильной бригады проходили занятия с офицерами частей, штабов и учреждений МЧС во время проведения Сборов руководящего состава МЧС России.